Консультация для родителей на тему "Развитие речи у детей 2-3 лет"
Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча. Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять», «Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями.
При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти « нас малыс» и « смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».
С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Ладушки и сорока белобока - тоже прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.
Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение с взрослыми не стоит.
Дети от года до двух начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).
Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.
Советы для родителей:
1. Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы "лечите" мишку, то он может "поплакать", если зайка "плохо себя ведет", с ним нужно говорить "строго".
2. Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.
3. Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.
4. Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.
5. Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова "посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.
Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.
Успехов Вам уважаемые родители!
Консультации для родителей:
Что такое "хорошо" и что такое "плохо"... (скачать pdf-файл)
Сенсорное развитие детей 2–3 лет (скачать pdf-файл)
Председатель первичной профсоюзной организации
МБДОУ "Детский сад №19" г.Чебоксары
Минтагирова Татьяна Владимировна
Заместитель председателя - Самаркина Ирина Вадимовна
Специалист по охране труда - Куданова Олеся Михайловна
Председатель ревизионной комиссии - Малышева Анна Владимировна
Председатель совета ветеранов - Малышева Надежда Яковлевна
Основные направления деятельности первичной профсоюзной организации:
- Укрепление и развитие социального партнерства;
- Информационно-методическая работа;
- Формирование локальной нормативной базы;
- Контроль за созданием безопасных условий охраны труда и отдыха работников;
- Защита прав работников при установлении досрочных трудовых пенсий; Оздоровительная и культурно-массовая работа;
- Работа с ветеранами;
- Участие в коллективных действиях профсоюза.
Главными задачами первичной профсоюзной организации являются:
- повышение качества профсоюзной информации и эффективное использование информационных ресурсов Общероссийского Профсоюза образования, Чувашской республиканской организации и городской организации профсоюза образования;
- обеспечение большей открытости деятельности выборных профсоюзных органов и на этой основе повышение корпоративной культуры в Профсоюзе;
- реализация в деятельности Профсоюза инновационного Проекта «Открытый (публичный) отчёт выборного профсоюзного органа»;
- внедрение новых информационных технологий, обеспечивающих более оперативное и всестороннее информирование членов Профсоюза о деятельности Профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза;
- развитие инновационного типа мышления в Профсоюзе и формирование климата, способствующего созданию, выявлению и внедрению инновационных форм работы в Профсоюзе;
- обучение профсоюзных кадров и актива формам и методам информационной работы с использованием новых информационных технологий.
Полезные ссылки:
ПРИКАЗ об организации платных образовательных услуг
ПОЛОЖЕНИЕ о платных образовательных услугах
О плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми: